Архитектура Архангельска

Архитектура Архангельска

Город Архангельск расположился вдоль всей береговой линии самой крупной реки севера Северной...

Архангельский краеведческий музей — Архангельск: столица Русского Севера

Архангельский краеведческий музей — Архангельск: столица Русского Севера

Этот музей был основан в далеком 1837 году. Именно в этом году на территорию нынешнего музея...

Архангельский музей изобразительных искусств — Архангельск: столица Русского Севера

Архангельский музей изобразительных искусств — Архангельск: столица Русского Севера

Областной музей изобразительных искусств создан в 1960 году. В фондах музея собрано несколько...

СОЛОМБАЛЬСКАЯ ВЕРФЬ — первая государственная верфь России, заложенная Военным ведомством по приказу Петра 1 осенью 1693 года и положившая начало созданию государственного военно-морского и торгового флота страны.

Первый корабль, законченный постройкой на Соломбале («Святой Павел»), спустили на воду в июне 1694 года. Подпоры у нового корабля подрубал сам царь. В том же году судно было отправлено воеводой Архангельска Ф. М. Апраксиным с «казенными» товарами — хлебом, поташом, смолой и лесом — во Францию, но под голландским флагом, так как русского трехцветного флага до 1705 года не существовало.

В 1701 году на Соломбальской верфи было спущено на воду уже шесть кораблей. Строительство судов в Соломбале продолжалось до 1862 года (с перерывом в 1719 — 1733 гг.). Всего здесь было построено 481 судно, в том числе для военно-морского флота — 152 линейных корабля и 81 фрегат.
На Соломбальской верфи корабли строились не только для Северного, но и для Балтийского военно-морского флота, а в конце XVIII — начале XIX века также для пополнения молодого тогда Черноморского флота.

Блестящую страницу в историю Соломбальской верфи вписал искусный кораблестроитель Василий Артемьевич Ершов, работавший здесь с 1824 по 1842 год. За восьмимесячный срок для Черноморского флота в 1826 году им был построен линейный корабль «Азов», выдержавший тяжелые испытания в Наваринском сражении (1827 год) у берегов Греции и прославившей его создателя. В трудном единоборстве «Азов» уничтожил пять кораблей противника. В бою отличились командир корабля капитан 1-го ранга М.П.Лазарев, лейтенант П.С.Нахимов, мичман В.А.Коринилов и гардемарин В.И.Истомин — будущие герои Севастополя в Крымской войне (1853 — 1856 гг.). За этот подвиг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов» «Азов» первым в истории русского военно-морского флота был пожалован Георгиевским кормовым флагом, а на территории Соломбальской верфи кораблю-герою и его создателю был поставлен деревянный обелиск (давно утраченный).

Суда, построенные в Соломбале под руководством отечественных корабельных мастеров из тонкослойной, упругой беломорской сосны и прочной лиственницы, характеризовались отличными мореходными качествами: они были быстроходными, легкими в управлении, прочными и прекрасно приспособленными для плавания среди льдов в северных морях. Стоили корабли при этом в два раза дешевле иностранных аналогов. И обычно корабли, построенные из сосны, служили 6 — 7 лет, а при ремонте — до 10-15 лет. Корабли архангельской постройки из северной лиственницы плавали без ремонта до 15 лет, то есть вдвое дольше.

Соломбальская государственная кораблестроительная верфь была одним из крупнейших промышленных предприятий России и имела исключительное значение для экономического развития Севера. Быстрое развитие кораблестроения дало толчок к производству якорей, цепей, колоколов, пека, парусного полотна, дальнейшему расширению лесопильных производств. Развитие лесной промышленности влекло за собой развитие химических и обрабатывающих технологий.

Соломбальская верфь была пионером парового флота Севера. В l825 году здесь спустили на воду первый пароход для нужд Архангельского порта («Легкий»), а в 1826 году еще один — «Спешный». В 1859 году был спущен на воду пароход в 240 лошадиных сил под названием «Соломбала».

В марте 1862 года по распоряжению императора был закрыт Архангельский военный порт, разоружена Беломорская военная флотилия, ликвидирована кораблестроительная верфь, а ее имущество распродано с торгов. Это было сделано в интересах иностранного капитала и наносило ущерб экономике края. Закрылись многие якорные, прядильные, канатные, пековаренные и другие заводы, а заготовки леса и лесопиление были подчинены интересам западноевропейского капитала. Население Соломбалы сократилось почти вдвое.

Соломбальская верфь занимала часть территории завода «Красная кузница».

v-arkhangelske-zavershaetsya-kapitalnyj-remont-domovВ рамках основной программы Фонда содействия и развития ЖКХ некоторое время назад начался капитальный ремонт 219 многоэтажных домов Архангельска. Многие...
v-techenie-neskolkikh-let-v-oblasti-budut-vozvedeny-novye-zavodyВ ближайшее время в южном районе Архангельской области начнется строительство завода по переработке древесины. Данный проект является одной из наиболее...
vklyuchat-li-proekt-belkomur-v-perechen-prioritetnykh-dlya-szfoПредполагается, что список приоритетных проектов Северо-Западного федерального округа будет пополнен проектами строительства железнодорожной магистрали...
razvitie-i-rekonstruktsiya-kosmodroma-plesetskВ соответствии с федеральной целевой программой осуществляется развитие и поэтапная реконструкция космодрома Плесецк, находящегося в Архангельской...
stroitelstvo-istochnikov-energiiСовсем недавно стало известно о подписании пятистороннего протокола о возведении в Архангельске двух современных тепловых станций. Документ был принят на...