Архангельский музей изобразительных искусств — Архангельск: столица Русского Севера

Архангельский музей изобразительных искусств — Архангельск: столица Русского Севера

Областной музей изобразительных искусств создан в 1960 году. В фондах музея собрано несколько...

Архангельский краеведческий музей — Архангельск: столица Русского Севера

Архангельский краеведческий музей — Архангельск: столица Русского Севера

Этот музей был основан в далеком 1837 году. Именно в этом году на территорию нынешнего музея...

Архитектура Архангельска

Архитектура Архангельска

Город Архангельск расположился вдоль всей береговой линии самой крупной реки севера Северной...

В XVII веке Архангельск играл важную роль в пополнении бюджета страны: не менее 60 процентов в торговых доходах России в государственную казну давал Архангельск. Поэтому после пожара 1667 года, уничтожившего деревянные гостиные дворы, по приказу царя Алексея Михайловича вместо них в городе было построено большое двухэтажное каменное здание. Сооружение его продолжалось 16 лет (1668 — 1684 годы) и было завершено к столетию со дня основания Архангельска. Гостиные дворы имели вид большого четырехугольника с длиною стен около 600 сажен. Здание имело шесть башен: четыре по углам и две посередине на западной и восточной сторонах. Каменные гостиные дворы в Архангельске являлись самым грандиозным подобного рода сооружением Русского государства в XVII веке. Помимо торгового, они имели большое оборонное значение. Угловые башни являлись площадками для орудий, были плоскими (без куполообразных покрытий) и назывались раскатами. В 1701 году гостиные дворы укреплялись по приказу Петра Первого в связи с войной со Швецией.

Гостиные дворы были разделены внутренними одноэтажными зданиями на три части: северную — Немецкий гостиный двор, южную — — Русский и центральную — «Каменный город». Каждый двор с набережной Северной Двины имел проезжие ворота. В Русском и Немецком гостиных дворах в два этажа размещались торговые, складские и жилые помещения. Любопытно, что западноевропейские купцы могли останавливаться и складывать свои товары только в Немецком гостином дворе, а русские — в Русском.

«Каменный город» являлся собственно крепостью, поэтому здесь торговых помещений не было. В западной лицевой части Немецкого гостиного двора помещалась таможня. Во дворе всего здания были выстроены деревянные купеческие амбары (около 250) и важни (помещения для взвешивания товаров).
На берегу Северной Двины напротив гостиных дворов, тянулись три деревянных причала: Русский, Английский и Голландский.

Постройка гостиных дворов в Архангельске производилась за счет населения Севера. На наем рабочей силы из Вологды, Каргополя, Устюга Великого, Соли Вычегодской, Чаронды, Ваги, Вятки, Кевролы и Мезени ежегодно высылалось до пяти тысяч рублей, собираемых с тяглых людей этих городов по шестьдесят рублей с сохи. (Соха — условная единица налогового обложения, составлявшая в XVII веке около 50 дворов.) На строительстве работало 112 каменщиков, присланных правительством из Ярославля, Ростова-Ярославского, Переяславля Залесского, Вологды, Белоозера, Костромы и Соли Галича.

Гостиные дворы были сооружены под руководством русского архитектора («подмастерья») Дмитрия Старцева, направленного правительством из Москвы 9 марта 1671 года с «женой и детьми» и строжайшим наказом великого государя «быть у Архангельского города до отделки каменных дел».

До наших дней сохранилась только западная часть этого интересного архитектурного сооружения, правда с многочисленными переделками. Для экскурсантов наибольший интерес представляет южный конец дворового фасада этого здания, сохранившего архитектурные детали наружного оформления гостиных дворов периода их строительства. Орнаментированные кирпичом полуциркульные проемы верхней половины здания выполняли в прошлом роль аркад крытых галерей. Интересна также пристройка 1965 года, выполненная по чертежам XVII столетия.

При осмотре здания надо иметь в виду, что северная его башня сооружена в конце XVIII века по приказу Екатерины II на месте обветшавшей первоначальной башни, но по ее первоначальному проекту. Тогда же было пристроено приземистое «биржевое зало» с полуколоннами.

Здание гостиных дворов имеет большую архитектурную ценность. В середине XX века их заняли редакции газет «Правда Севера» и «Северный комсомолец», а также типография имени И. М. Склепича.